Ювелирное литье

 

Отливки из золота, серебра и других  драгоценных металлов являются преимущественно дорогими подарочными изделиями  и предметами роскоши. В большинстве с воем литые изделия бывают небольших размеров и представляют собой высокохудожественные изделия. В ювелирном литье   соединяются высокая стоимость металла и еще более  высокая  стоимость искусства оформления.

Ювелирным литьем занимаются только мастера с хорошим знанием техники литья, высокоразвитым художественным вкусом и большим опытом по чеканке и отделке  литых деталей. Искусство чеканщика, как и литейщика,  уходит в глубокую  древность (рис. 1).

древнегреческий чеканщик

древнегреческий чеканщик

По технике изготовления отливки из драгоценных  металлов мало  чем отличается от отливок из других  металлов. Особенностью этой техники является  соблюдение особой точности воспроизведения модели и, кроме того,  забота о сохранении мельчайших крупиц металла.

Ювелирное литье основано на том, что расплавленный металл заливают в форму. Для золота и серебра  готовят  формовочную смесь из двух частей мелкого кварцевого песка, содержащего глину с одной  частью древесноугольного порошка. Смесь хорошо перемешивается, просеивается и употребляется для формовки с влажностью  8-10%.

Модель может быть гипсовой, деревянной, металлической. Часто употребляется художественное изделие из слоновой кости, бронзы или  другого металла в виде модели для золотой или серебряной отливки.

Если модель имеет только одну обрабатываемую сторону, ее углубляют в опоке  вдавливанием и заливают «в открытую».  Если же модель сложная, формовка производится в двух или нескольких опоках с применением «кусков» и «сердечников», как это  делается в художественном литье. В форме делаются литниковая система и выпоры для выхода газов, рис. 2.

золотой бюст Аякса с литниковой системой

золотой бюст Аякса с литниковой системой

Иногда модели изготовляются с отъемными частями, которые  для удобства формовки основной модели формуются  заливаются тем же металлом отдельно.  При дальнейшей обработке эти отъемные части припаивают к основной отливке или присоединяют  другими возможными  для данного случая средствами.

 

Очень часто отливки делаются по методу выплавляемых моделей, особенностью которого является тщательность изготовления модели.  Сложность такой работы видна на примере  небольшой отливки из золота , (рис.3).

золотая солонка Бенвенуто Челлини

золотая солонка Бенвенуто Челлини

Как древние, так и современные мастера для отливки золотых и серебряных изделий  в качестве моделей используют  иногда объекты природы (растения, цветы, насекомые, ящерицы и даже мелкие животные). В древние времена такую модель погружали несколько раз в полужидкую глину пока не образовывалась корка достаточной толщины, затем ее сушили и выжигали в печи с высокой температурой. Зольные остатки оригинала извлекали ртутью. В современных условиях применяются методы выплавляемых и выжигаемых моделей.

 

Источник:   Особые виды литья   С.Я.  Головин.