Конвейерная лента
В транспортирующих машинах, в том числе в ленточных конвейерах применяется конвейерная лента это: тканевые прорезиненные (резинотканевые) и весьма редко стальные ленты. В отличие от других тяговых элементов (цепей, канатов) конвейерная лента используется в качестве не только тягового, но и грузонесущего элемента. Поэтому достаточно долговечными и надежными могут быть такие ленты, у которых рабочая поверхность не повреждается перемещаемым материалом.
а – резинотканевая лента с нарезными прокладками; б – с продольно завернутыми прокладками; в – схема подготовки лент к соединению; г – стягивание концов соединяемой ленты перед вулканизацией; д – шарнирно-петельное соединение концов ленты; е + соединение концов ленты скобами; ж – резинотросовая лента; 1 – стальные канатики; 2 – лицевые тканевые обкладки; 3 – бортовая боковая обкладка; 4 – резиновая облицовка ленты
Для ленточных конвейеров в основном применяют резинотканевую ленту (Старый ГОСТ 20-85), состоящую из нескольких слоев нарезанных из ткани полос, связанных между собой слоями резины, и покрытую со всех сторон резиной (см. рис а). Резиновая обкладка предохраняет ткань от разрушения. При очень больших нагрузках применяют ленты с прокладками из стальных канатов (см. рис ж). Растягивающую нагрузку в лентах воспринимают только тканевые прокладки, поэтому, чем больше натяжение ленты, которая определяется в среднем при9-10 кратном коэффициенте запаса прочности относительно разрывной нагрузки, но колеблется в некоторых пределах в зависимости от числа прокладок: несколько снижается при увеличении числа прокладок из-за возможной неоднозначности их работы.
Большой запас прочности необходим для того, чтобы в процессе эксплуатации лента не имела значительной вытяжки. Требуемое число прокладок в ленте
I = Sl(BK л),
Где S – натяжение ленты, Н; В – ширина ленты, мм; Кл = К/n, Н/мм – допустимая нагрузка на единицу ширины одной прокладки (здесь К-прочность тканевой прокладки на разрыв, n – коэффициент запаса прочности).
В настоящее время конвейерные ленты изготавливают преимущественно с прокладками из синтетических тканей.
Конвейерная лента имеет ширину :400; 500; 650; 800; 1000; 1200; 1400; 1600; 2000; 2500 мм. Число тканевых прокладок 3…6. Относительное удлинение ленты из синтетической ткани составляет 3…4 % при нагрузке, равной 0,1 номинальной прочности ленты. Типы тканей конвейерных лент приведены в таблице. Для транспортирования легко воспламеняющихся грузов применяют трудновоспламеняемые ленты.
В лентах с прокладками из синтетических тканей толщина одной прокладки δпр = 1…1,2 мм. Толщина прокладки из хлопчатобумажной ткани δпр = 1,5…2 мм . Зная толщину обкладок ( см. таблицу), можно определить толщину ленты. Масса 1 м3 ленты рл = 1000…1100 кг/м3. Конвейерные ленты, являясь композиционным материалом, не следует закону Гука и характеризуются наличием гистерезисной петли. Модуль упругости лент ГОСТ 20-85 не регламентирует. На основании обобщения экспериментальных данных для небольшой зоны, соответствующей обычным запасам прочности, может быть установлен условный модуль упругости, значения которого Ел ≈ 30 · 10 3 Кл Н/м, где Кл допустимая нагрузка на единицу ширины одной прокладки , Н/мм.
Условия эксплуатации конвейерных лент зависят от вида транспортируемого материала, его крупности и температуры окружающей среды.
Конвейерная лента общего назначения разделяется на тяжелые (для известняка, доломита и других аналогичных материалов, но крупностью до 150 мм), легкие (для сыпучих необразивных материалов и пакетированных штучных грузов при тех же температурах).
В морозостойком варианте (при температуре до – 60 ᴼ С) к обозначению типа добавляется буква М, а в теплостойком варианте при температуре 100…200 ᴼ С) буква Т.
Срок службы лент при трехсменной работе для тяжелых условий эксплуатации составляет 24 месяца, для средних 35…46 месяцев, для легких 70 месяцев, для теплостойких лент в зависимости от температуры 12 … 24 месяца.
Категорию условий эксплуатации конвейерных лент общего назначения на конкретных конвейерах устанавливают в зависимости от суммы баллов, которыми оценивается тот или иной параметр. (см. таблицу).
Если сумма балов составляет от 0 до 20, то условия эксплуатации легкие; свыше 20 до 50 — средние; свыше 50 до 75 – тяжелые; свыше 75 до 100 – очень тяжелые. При сумме баллов больше 100 применение конвейерных лент не допускается.
Для уменьшения количества стыков ленты изготовляют длиной до 400 м в одном куске.
Концы конвейерной ленты могут соединяться между собой различными способами. Наиболее надежным является соединение склейкой с последующей вулканизацией. При этом способе ленту послойно расщепляют и концы ее отрезают под углом 30 ᴼ так, чтобы получить послойные уступы одинаковой длины см. рис в) и соединяют. При нагреве стыка до 130 – 160 ᴼ C происходит вулканизация резины. Прочность стыка обычно не отличается от прочности целой ленты.
Менее совершенны и долговечны шарнирно-петлевое соединение и соединение при помощи скоб, так как на 30…40 % понижается прочность ленты и ухудшается прохождение стыка через барабан и роликоопоры.
Прочность конвейерных резинотканевых лент достаточна при использовании их в конвейерах большой длины и большой производительности.
Для повышения эксплуатационных показателей конвейерных лент иногда применяют прорезиненные ленты с рифленой поверхностью, допускающие увеличение угла подъема конвейера, и с бортами, способствующие повышению производительности. Борта делают волнистыми или из эластичной пористой резины. При применении таких лент снижается балл их размещения (см. рис).
Стальные ленты изредка применяют в промышленности, для транспортирования горячих и крупнокусковых острокромочных грузов. Их преимущества перед резинотканевыми – возможность перемещения горячих материалов и грузов температурой до 350 ᴼ С, малый износ и незначительная вытяжка; недостатки – большие размеры барабанов, неравномерность получения желобчатой формы и необходимость применения неподвижных бортов, увеличивающих сопротивление перемещению, а следовательно и расход электроэнергии.
Стальные ленты изготовляют из углеродистой стали шириной до800 мм при толщине до 1,2 мм. Продольным сшиванием отдельных лент можно получить ширину до3,5 м. Предел прочности материала ленты δ = 1200 Мпа.
Напряжение в материале ленты является суммой напряжений растяжения, поперечного и продольного изгиба на барабане, имеющем среднюю цилиндрическую и концевые конические части (что необходимо для центрирования ленты).
Из данной статьи вы узнали-конвейерная лента это-тканевые прорезиненные и стальные, которая используется не только в качестве тягового но и несущего элемента.