Грузоподъемные машины
Грузоподъемные машины, назначение и виды
Определения и классификация
Грузоподъемные машины обеспечивают механизацию всех подъемно-монтажных и значительная часть ремонтных процессов. Также обслуживаются производственные работы.
Грузоподъемные машины являются машинами прерывного (циклического действия и характеризуются тем, что в рабочем цикле периоды действия отдельных механизмов перемежаются с паузами, при которых работают другие механизмы.
По конструкции и виду выполняемых работ грузоподъемные машины разделяются на домкраты, лебедки, краны и подъемники.
Домкраты
Выполняются в виде толкателей выполняются в виде толкателей- винтовых, реечных или поршневых гидравлических, поднимающих грузы на небольшую высоту, обычно в пределах до 0,6 м., используются при монтажных работах.
Лебедки
Выполняются в виде тягового барабана с тяговым органом – стальным канатом. Они служат для прямолинейного перемещения грузов и используются как самостоятельные машины и как составные части механизмов более сложных машин.
Подъемные лебедки используют для вертикального (или близкого к вертикальному) подъема свободно подвешенного груза, захватного устройства с грузом или без него либо движущейся по направляющим площадки (кабины) также с грузом или без него.
Тяговые лебедки служат для перемещения тележек с грузом по горизонтальным или слегка наклонным рельсовым путям (направляющим) или непосредственно по местности.
Подъемные подвесные лебедки называют талями а при оборудовании их механизмом передвижения по подвесным путям – передвижными талями.
Краны – универсальные грузоподъемные механизмы, состоящие из остова в виде металлической конструкции и нескольких установленных на нем механизмов, называемых крановыми. Краны применяют для перемещения штучных и сыпучих грузов по пространственной трассе произвольной конфигурации и различной протяженности и изготовляют в виде консольных или пролетных конструкций.
Консольные краны, обычно стреловые, состоят из неповоротной и поворотной частей; к последней прикреплена стрела, конец которой снабжен полиспастом с подвижной обоймой, несущей грузозахватное устройство. Полиспаст может быть также связан с кареткой (тележкой), перемещающейся по стреле. Груз в этих кранах находится всегда вне опорного контура крана.
Краны мостового типа состоят из пролетного строения и перемещающейся по нему тележки с полиспастом, несущей грузозахватное устройство. Груз находится в пределах опорного контура крана. У пролетных кранов с консолями тележка с грузом при выезде на консоль выходит за пределы опорного контура крана.
Типаж кранов, применяемых в народном хозяйстве многообразен, однако в каждой отрасли его используют в ограниченной номенклатуре.
Мачтовые поворотные краны выполняются обычно стационарными, перемещают грузы в пределах круга, или сектора, радиус которого равен вылету стрелы.
Башенные стреловидные поворотные краны перемещаются по специальным рельсовым путям и перемещают груз в пределах прямоугольника, длина которого равна длине путей, а ширина – двойному вылету стрелы. Их оборудуют кареточной или подъемной стрелой.
Подъемники
Применяют для вертикального подъема грузов (грузовые) или людей (пассажирские), размещенных в кабинах или на площадках. Подъемники, которые вместе с грузами могут перемещать и людей, называют грузо-пассажирскими.
Шахтные подъемники отличаются тем, что направляющие для кабины или грузовой площадки размещены внутри закрытой по всей трассе шахты, часто служащей несущей конструкцией.
Мачтовые (стоечные) подъемники имеют в качестве несущей конструкции открытые направляющие для подъемной кабины (площадки).
Ковшовые (скиповые0 подъемники служат для перемещения сыпучих материалов ковшами, движущимися в направляющих , конфигурация которых обеспечивает опрокидывание ковшей в верхней точке трассы. Трасса может быть как вертикальной, так и наклонной.